«Бихэппи», «Осенний марафон» и бразильские мыльные оперы: что общего?

11.09.2019 15:27
На платформе PREMIER можно посмотреть сериал «Бихэппи». Редакция Telejam провела восемь серий вместе с героями режиссера Андрея Джунковского.
«Бихэппи», «Осенний марафон» и бразильские мыльные оперы: что общего?

Андрей Джунковский известен нам по скандальному сериалу «Сладкая жизнь» и антиутопии «Лучше, чем люди». Первый оценен зрителями ТНТ, а второй – самим Netflix. Поэтому редакция Telejam не может обойти вниманием его новый проект «Бихэппи», сделанный совместно с одним из сценаристов «Сладкой жизни» Ириной Аркадьевой.

Эта, на первый взгляд, простая история про людей, у которых есть всё, но нет счастья. Герои Александра Паля («Толя-робот», «Налет»), Шамиля Хаматова («Выжить после», «Желтый дракон»), Марины Васильевой («Мертвое озеро», «Садовое кольцо»), Марии Шалаевой («Красные браслеты», «Русалка»), Марии Фоминой («Содержанки», «Красная королева») как бы его ищут, но ключевое определение – «как бы». Как бы они не знают, чего хотят и что для них есть то самое счастье.

Такие спорные характеры и герои уходят корнями еще в советский кинематограф – навскидку вспоминаются «Осенний марафон», «Афоня», «Любовь и голуби». Только персонажи советских картин куда ближе своей аудитории в социальном аспекте. А еще они – мужчины. У Джунковского же смысл ищут все, кто старше восемнадцати лет, независимо от пола. Что не мешает лично мне путаться в барышнях из этой истории – на первый взгляд, они отличаются лишь прическами.

«Бихэппи» – другой мир, весьма далекий от массового зрителя. И неоднозначный. Это подчеркивается в первых же сценах – мажор Паль отжимается, чтобы делать затяжки из зафиксированной на полу электронной сигареты. Все это под саундтрек, отдаленно напоминающий старую рекламу пива «Перейдем на Т».

Про что кино?

Все начинается с возвращения семьи Токмаковых с ребенком из Америки в Москву. Пару играет Шамиль Хаматов (родной брат Чулпан Хаматовой) и Марина Васильева. Они не рады такому раскладу, но у героя Хаматова больше нет права практиковать за границей. Сразу же мы знакомимся с богатым бездельником и бабником Палем и безответно влюбленной в него Шалаевой.

С первых кадров – основные признаки мелодрамы. А именно: понятные чувства понятных людей и предсказуемый финал. Со скидкой на образ жизни героев – все же они не простые смертные, прикованные к колесу сансары многолетней ипотекой.

Герой Паля, например, хочет семью: «Любовь, пеленки и редкие измены». Вполне понятное чувство. Но движется он к цели довольно экстравагантным способом – ищет девственницу. И находит ее в героине Ясмины Омерович («Детки») – активистки экологического движения, которая спасает сначала бомжей, потом животных. И, конечно же, ее не интересуют деньги богатого бездельника Паля. Спасение мира – не совсем типичная цель для героини мелодрамы. Но по законам жанра, только незамутненная пороками большого мира душа достойна составить партию принцу – архетипичная модель еще со времен Американской депрессии и фильмов Фрэнка Капры.

При этом у мажора есть постоянная девушка – питерский финансист в исполнении Натальи Рудовой («Дыши со мной», «Молодёжка. Взрослая жизнь»), мечтающая о ребенке. Тоже вполне понятное желание. Но идиллии Рудовой и Паля мешает мама, которая в самые неподходящие моменты врывается в их интимную жизнь с наисвежайшими сырниками из ближайшего супермаркета. Ее чувства тоже близки любой зрительнице независимо от социального статуса – защитить единственного сына от плохой, по ее меркам, невестки.

Героиня Марии Шалаевой – врач-иглотерапевт – тихо и безответно влюблена в персонажа Александра Паля, а ей, в свою очередь, симпатизирует обычный таксист в исполнении Павла Ворожцова («Ликвидация», «Курсанты»). Он любит Шалаеву с двумя детьми, готов дружить с ее бывшим мужем и его нынешней пассией. Но и у простого шофера есть один маленький недостаток…

Героиня Марии Фоминой – врач-гинеколог – спит со своим начальником, персонажем Федора Лаврова («Годунов. Продолжение», «Кровавая барыня»), что не мешает ей быть хорошим специалистом и флиртовать с персонажем Шамиля Хаматова. Здесь тоже все понятно: в современном мире даже женщине-профи нужны гарантии стабильности со стороны мужчины-начальника.

Героиня Марины Васильевой – талантливый кондитер – сталкивается с хамством клиентов и прочими особенностями российской действительности. Она всего лишь хочет быть рядом с мужем и ребенком, но при этом самореализоваться – тоже понятное желание.

После просмотра первых нескольких серий возникают очевидные аллюзии на сверхпопулярную некогда бразильскую мыльную оперу «Богатые тоже плачут». Нет, ну а что? Многим хочется посмотреть на красивую жизнь и заодно убедиться, что и у богатых вполне себе хватает проблем.

Пока что из формата выбивается только герой Хаматова, который с порога заявляет психотерапевту Александру Кузнецову («Ненастье»), что у него все хорошо. Но при этом он погружен в себя и свои страдания из-за переезда, постоянно идет на компромиссы с совестью. Его цель, впрочем, тоже очевидна: выжить и обеспечить семью.

Примерно до шестой серии я как зритель была уверена в финале. Мажор сойдется с активисткой, вопреки или с благословения матери, иглотерапевт обретет тихое семейное счастье с таксистом, у американской семьи все наладится, а карьеристка-гинеколог останется у разбитого корыта за попытку разлучничества.

Но что-то пошло не так. Впрочем, сериал изначально заявлен как комедия.


На комедию поначалу кое-как тянули лишь репризы, звучащие из уст Паля, и сцены в частной клинике. В шестом эпизоде все разворачивается на 180 градусов, у большинства персонажей рушится мир и… начинается кино. Точнее, самый настоящий киносериал не только с точки зрения картинки, но и истории. Все, что казалось странным с первых же минут, «выстреливает» и, наконец, становится органичным.

Один минус – до шестой серии надо как-то дотянуть. В этом неплохо помогают режиссура Джунковского, операторская работа Ильи Овсенева и актерский состав, который частично собран из предыдущего проекта «Лучше, чем люди». Тем более, что как раз Овсенев создал футуристические виды для антиутопии про роботов и людей. В плюс работает внимание к деталям и эпизодическим ролям, например, Алиса Гребенщикова («Жена с того света», «Мама-детектив») в роли бомжихи и сам режиссер Джунковский, сыгравший пассажира такси. Все это в совокупности складывается в цельную картинку – при наличии времени и сопереживания хотя бы одному из героев можно «прожить» шесть серий в идеальной вселенной «Бихэппи». Вселенной, противоположной эмоционально и психически здоровым людям.

Сима Васильева.


Стреляющие горы
боевик, драма, экранизация
0%
Рейтинг сериалов
Посмотреть все